Ситуация с изъятием у признанного банкротом гражданина судом единственного жилья вписывается в рамки закона, потому что, несмотря на то что законодательство РФ и предусматривает иммунитет для единственного жилья должника, но с определенными границами. Об этом в пятницу, 2 июля, «Известиям» рассказал адвокат, партнер «BMS Law Firm» Денис Фролов.
Таким образом юрист прокомментировал информацию о том, что суд в России впервые изъял у признанного банкротом гражданина единственное жилье.
Как сообщила ранее газета «Коммерсант», житель Екатеринбурга Аркадий Поторочин задолжал кредиторам порядка 21,4 млн рублей. Его признали банкротом в 2018 году. Тогда же из конкурсной массы убрали его пятикомнатную квартиру, поскольку она была его единственным жильем. Между тем в 2019 году кредиторы вновь обратились в суд и предложили заменить пятикомнатную квартиру банкрота площадью 150 кв. м на однокомнатную в 32 кв. м. Суд счет такое решение справедливым, поскольку мужчина холост и не имеет детей.
В итоге в июне 2021 года несмотря на попытки банкрота оспорить это решение, квартиру продали за 8,25 млн рублей.
«Эта ситуация вполне вписывается в рамки закона, так как, хотя российское законодательство и предусматривает исполнительский иммунитет для единственного жилья должника, но с определенными границами. Речь идет как раз о роскошной недвижимости, на которую можно обратить взыскание для удовлетворения интересов кредиторов», — подчеркнул Фролов.
Он также добавил, что ранее о недопустимости злоупотребления правом применительно к таким случаям высказывался Конституционный суд РФ, соответственно Верховный суд РФ также придерживается этой позиции, и это постановление будет иметь прецедентное значение для нижестоящих судов.
«В целом это благоприятное изменения для кредиторов, которые наконец-то смогут более активно применять механизм обращения взыскания на единственное жилье должников. Ранее суды крайне неохотно начинали разбираться в таких ситуациях, что позволяло недобросовестным должникам использовать этот иммунитет для ухода от исполнения своих финансовых обязательств», — заключил эксперт.
9 июня сообщалось, что Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который предусматривает лишение свободы на срок до семи лет за преднамеренное банкротство. Статью 196 УК РФ о санкциях за преднамеренное банкротство дополняется нормой об ответственности за совершение данного преступления.