Татьяна Пашкевич
Адвокат
30.05.2019
Страшный по званию: первого криминального авторитета привлекли по новой статье УК

Сторонники внесенных поправок называли законопроект очередным шагом в борьбе с преступными сообществами, ссылались на аналогичные нормы за рубежом. Скептики же утверждали, что норма откровенно сырая. В частности, на сегодняшний день в российском уголовном праве и судебной практике отсутствуют такие понятия, как «преступная иерархия» или «высшее положение» в данной иерархии, рассуждает адвокат компании BMS Law Firm Татьяна Пашкевич.

«Открытыми остаются такие вопросы: кто выступает субъектом данного преступления, что представляет собой преступная иерархия, как определяется ее размер, состав и степень подчиненности, территориальные или численные границы, да и как вообще понимать термин «высшее положение»? А такие конструкции, как «вор в законе», «законник», «авторитет», «положенец» и другие, не являются юридическими…» — рассказала «Известиям» Пашкевич.

Эти определения нуждаются в отдельном толковании на правовом уровне. Еще одна серьезная проблема на пути правоприменителя — в ст. 210.1 УК РФ не содержится диспозиции (описания запрещенных действий/бездействий, посягающих на охраняемые общественные отношения).

«Законодатель не дал четкой инструкции к использованию указанной нормы. Это создаст сложности как для следователей, так и для адвокатов. Следствие будет вынуждено доказывать и по факту разъяснять понятия «преступная иерархия» и «высшее положение» в ней, а также давать разъяснения, какие последствия (в виде нарушения конкретных норм, запрещенных уголовным законом) наступают при занятии высшего положения в преступной иерархии. В результате данное конкретное уголовное дело и понимание закона отдельно взятыми должностными лицами создадут прецедент и будут иметь серьезные последствия для судебной практики», — считает Пашкевич.

Не до конца понятны вопросы, касающиеся сроков обладания высшим положением в преступной иерархии и протяженности этого статуса во времени.

«Получается, что теперь, чтобы возбудить уголовное дело по ст. 210.1 УК РФ, достаточно оперативной информации, поскольку законодатель не дал конкретные разъяснения по указанной статье УК. Следователи в настоящее время свободны в трактовке указанной статьи, и по факту при желании можно «подогнать» под эту статью конкретное интересующее следствие лицо в том или ином вопросе. А как поступать следователю, если лицо, занимающее высшее положение в преступной иерархии, на момент принятия поправок находится в колонии и отбывает наказание по приговору суда за ранее совершенное иное преступление, но которое уже является вором в законе, авторитетом, «положенцем»?»— задается вопросом Пашкевич.