О юридической стороне функционирования газовой полиции, нам рассказал руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Александр Иноядов.
— Согласно Конституции РФ, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в него против воли проживающих в нем лиц. Исключения могут быть установлены федеральным законом или судебным решением. Речь идет о случаях, когда для защиты прав и свобод других лиц требуется ограничение данного конституционного положения. Например, если в квартире укрывается преступник, сотрудники правоохранительных органов могут проникнуть в жилище и против воли проживающих в нем лиц.
Аналогично, если суд разрешил провести в квартире обыск и т. д. Жилищный кодекс также в числе таких ситуаций указывает обеспечение общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера.
«СП»: — То есть сейчас газ должен сначала взорваться, чтобы случилось «аварийная ситуация» и только потом специальные службы получают право войти в квартиру. Может, действительно нужна упреждающая структура — газовая полиция?
— Что касается «газовой полиции», то речь идет, скорее, не о создании нового ведомства, а о расширении полномочий существующих газовых служб — чтобы сотрудники этих служб получили право доступа в жилище для проведения необходимой проверки газового оборудования. Вопрос в том, как это может быть реализовано.
Если это будет осуществляться без судебного решения, то возможны нарушения прав граждан. Если же для этого потребуется обращение в суд, то понадобится много времени и увеличение трудовых ресурсов. Пока не очень понятно, в каком виде могут быть предоставлены подобные полномочия газовым службам.