Посадок не будет
Санкция статьи 144.1 предусматривает штраф до 200 тысяч рублей, или в размере иного дохода за период до 1,5 лет, или обязательные работы на срок до 360 часов. Такие кары могут обрушиться на голову осужденного, если он будет настолько неосторожен, что попадется на увольнении работника именно из-за того, что тот вступил в осеннюю пору жизни. Кто может пострадать из-за подобной беспечности, пояснил руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm, член Ассоциации юристов России Тимур Хутов:
«Отвечать будет работодатель в лице как минимум генерального директора и других лиц, принимавших решение и нарушивших право работника. Это может быть руководитель отдела кадров, если он уполномочен единолично решать – увольнять человека или нет, это может быть соответствующий руководитель подразделения или блока, если он также уполномочен принимать ключевое решение или играть определяющую роль в вынесении этого решения».
Сложно, но можно
И дело вовсе не в том, что равенство прав в приоритете у российского работодателя. Просто доказать, что увольнение или отказ в приеме на работу связаны именно с дискриминацией, крайне сложно. Поэтому и сотрудники Следственного комитета, которым предстоит воплощать волю законодателя в жизнь, вряд ли в восторге от перспектив подобных дел, продолжает Тимур Хутов:
«Доказать именно умысел на увольнение человека предпенсионного возраста будет крайне тяжело – собрать доказательственную базу, свидетельские показания, вещественные доказательства, может быть, письменные доказательства в виде распоряжений работодателя по подразделениям об увольнении соответствующего сотрудника и так далее. Я практически уверен, что ни один работодатель не будет доводить дело до подобного варианта развития событий, будет при возникновении желания уволить работника предпенсионного возраста доводить дело до увольнения по собственному желанию либо до увольнения по соглашению сторон с соответствующей компенсацией в пользу работника. На самом деле при совершении ряда некорректных действий здесь будет совершенно простой состав (преступления – ред.), и ни один работодатель, конечно, не захочет примерить на себя статус обвиняемого».
Небольшой практический совет от профессионала: уж если вы ступили на тропу высокотехнологичной войны, будьте готовы на время расстаться с электронным оружием. Экспертиза записи может продлиться довольно долго, и на это время гаджет у вас заберут, говорит Тимур Хутов:
«Следователь проводит выемку вашего телефона, передает его техническому эксперту, проводится экспертиза, находится указанная аудиозапись, доказывается, что она извлечена из первоисточника и что на ней нет признаков монтажа. Эта запись с протоколом осмотра будет являться вещественным доказательством в конкретном деле. И, конечно, против такого доказательства уже очень тяжело будет что-либо сделать».