Зададим вопросы экспертам. И, начнём, пожалуй, с юристов. На вопрос о том, законно ли хранить на протяжении шести месяцев мою переписку с друзьями или родственниками, коллегами по работе и женой, отвечает Денис Фролов, руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm.
«Русская Планета» (РП): Денис, не противоречат ли принятые Госдумой законы статье 23 Конституции РФ, гарантирующей право на тайну переписки или телефонных переговоров?
Денис Фролов (ДФ): Оттолкнёмся от законов. По закону об оперативно-розыскной деятельности нарушение тайны переписки и переговоров возможно только по решению суда. В Конституции РФ также оговаривается, что ограничение этого права возможно лишь по решению суда. В Определении КС РФ от 09.06.2005 N 248-О содержится определение того, что из себя представляет право на неприкосновенность частной жизни, в том числе, тайны переписки и переговоров. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она не носит противоправный характер. Соответственно, если в рамках проведения оперативно-розыскной деятельности выявляется угроза нарушения закона, то «частная жизнь» нарушающего закон гражданина перестаёт быть таковой.
РП: Что реально изменилось после 1 июля? В каком случае и какие ведомства смогут получать доступ к нашей переписке и разговорам?
ДФ: Доступ к переписке и разговорам граждан получат спецслужбы РФ, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью: МВД, ФСБ, ФСО, СВР, ФСИН, Таможня.
РП: Даже Федеральная служба исполнения наказаний и таможня смогут читать то, о чём я пишу в чате?
ДФ: Да. По закону эти спецслужбы могут получать эту информацию. Но только в процессе оперативно-розыскной деятельности.
РП: Как быть с решением Европейского суда по правам человека? Ведь ЕСПЧ постановил ещё в 2015 году, что правила обмена информацией между операторами мобильной связи и правоохранительными органами нашего государства нарушают права человека. Получается, Россия вообще не обязана учитывать этот факт?
ДФ: Конечно, нет. Ещё 15 декабря 2015 года президент РФ подписал закон, позволяющий Конституционному суду полностью или частично игнорировать резолюции Европейского суда по правам человека.
Итак, обсудить в чате последние решения президента Владимира Путина о повышении пенсионного возраста, критиковать увеличение госпошлин на загранпаспорта или водительские права, перемыть в телефонном разговоре кости шефу и его новой пассии, посекретничать «без оглядки» о том, о сём, не боясь быть уличённым впоследствии, больше не выйдет. Если мы представляем интерес для спецслужб, закон на стороне спецслужб.
«Большой брат» в любой момент может прочитать нашу переписку, а с 1 октября 2018 года прослушать её.